Финляндия

Математика
Векторная алгебра
Сложные и обратные функции
Непрерывность функции
Правило Лопиталя
Исследование функций с помощью производной
Аналитическая геометрия
Примеры решения задач по математике
Вычисление площадей
Изменить порядок интегрирования
Вычислить криволинейный интеграл
Неопределённый интеграл
Метод интегрирования по частям
Метод замены переменной
Электротехника
Курсовой расчет
Закон Ома
Второй закон Кирхгофа
Векторная диаграмма
Резонанс токов
Метод контурных токов
Метод узловых потенциалов
Метод эквивалентного генератора
Трехфазные цепи
Режимы работы трехфазных цепей
Мощность трехфазных цепей
ЭДС взаимоиндукции
Несинусоидальные токи
Курс лекций по строительной механике
Расчёт стержневых конструкций
Расчет распорных систем
Определение напряжений в сечениях арки
Правило П. Верещагина
Линии влияния опорных моментов
Основы динамики стержневых систем
Устойчивость стержневых систем
Расчет плоской рамы на устойчивость
Графика
Машиностроительное черчение
Графический редактор КОМПАС
Дизайн
Проект сада
Обследование участка
асимметрия.
«Минималистский сад», сад стиле «Хаи-тэк»
Плодовый и декоративный сад
Основные графические приемы выполнения чертежей
Графическое изображение водоемов
Проведем анализ нескольких проектов ландшафтного дизайна сада
Задание на проектирование
Участок угловой формы
АЛЬПИЙСКАЯ ГОРКА
В отпуск по Скандинавским странам
История государства Российского
 

Билеты С тех пор как в 2002 году в городе был объявлен переход с бумажных билетов на смарт-карты (matkakortti), запоминающие на выбор количество дней (как обычный проездной) или поездок, во всех видах транспорта появились специальные автоматы с часами, считывающие с карты информацию. На карту можно класть деньги в офисах городской транспортной компании HKL (привокзальный туннель: пн-пт 7.30-19.00, сб 10.00-15.00; 2 этаж торгового центра Pasaasi у выхода из метро Itäkeskus: пн-пт 10.00-17.15) или в любом R-Kioski. Карта на 14 дней (минимальный срок) дает право неограниченного передвижения по Хельсинки и стоит €19,10 для взрослого (€7,70 для ребенка) плюс €5 за сам кусочек умного пластика. Если вы собираетесь платить за отдельные поездки, при входе в метро перед эскалатором, в автобусе, трамвае и электричке полагается предъявить карту автомату (нажатием выбрав нужный сектор, в зависимости от зоны, в которую едешь). Зона 2 - региональная поездка из Хельсинки в Эспоо или Вантаа. Зона 1 - поездка по Хельсинки. Зона 0 - поездка на трамвае без права пересадки. За одну поездку по городу в течение часа - с любым количеством пересадок - с карты снимается €1,50 (€0,60 для ребенка); если поездка происходит с понедельника по пятницу с 9.00 до 14.00 - €1,13 (столько же - за любую беспересадочную поездку на трамвае). Это дешевле, чем одноразовые билеты. При пересадке нужно просто показать карту автомату: на нем высветится время, в течение которого поездка может продолжаться. Несколько человек, путешествующих вместе, могут воспользоваться картой, на которую загружено количество поездок: на нужный сектор следует нажать столько раз, сколько человек отправляется в поездку. Разобраться помогает сайт www.matkakortti.net, но система все равно получается довольно запутанная. К тому же при ее введении в городе поднялась волна критики: не всех обрадовало то, что за их передвижениями теперь смогут свободно следить в управлении транспорта. Однако ничего не попишешь - бумажные проездные в Хельсинки отменены.

Одноразовый билет (kertalippu), действительный в течение часа на любом транспорте в пределах городской черты, стоит €1,70, если купить заранее, и €2,00 у водителя. (Билет на ночной автобус, который можно купить только у водителя, обойдется в два раза дороже.) Количество пересадок не ограничено, дополнительно компостировать билет не нужно - время на нем отпечатается при продаже. Его можно купить в турофисе (Pohjoisesplanadi 19), офисе hkl, в любом R-Kioski, в оранжевом автомате при входе в метро или у водителя (если едете на трамвае, уточните, нужен вам обычный билет или трамвайный, который тоже действителен в течение часа, но исключительно в трамвае и без права пересадки). Трамвайный билет (raitiovaunulippu) стоит €1,20 (заранее) или €1,70 (у водителя). Чтобы почувствовать себя настоящим финном, на проезд в трамвае, метро или пароме на Свеаборг можно купить билет, отправив с финской карты операторов Sonera, Radiolinja или Telia по номеру 16 353 SMS с текстом "A641". В ответ с вашей карты снимут €1,70 и пришлют текстовое сообщение, которое можно будет вместо билета показать контролеру при встрече, - действует также в течение часа. Выходит чуть дешевле, чем у водителя, плюс национальный колорит.

При поездке в Эспоо или Вантаа (например, в аэропорт, детский центр Heureka или дом Nokia в Кейлалахти) нужно купить региональный билет (seutulippu) за €3 (для детей - за €1,50). Впрочем, если вы не собираетесь жить в этих городах, в столице экономнее пользоваться хельсинкскими билетами (в любых их проявлениях), а поездки за ее пределы оплачивать отдельно.

Выгодны для путешественников билеты на 1, 3 или 5 дней (matkailijalippu) - €4,80, 9,60 или 14,40 (для детей в два раза дешевле). Такой же билет, но дающий право путешествовать и по Эспоо с Вантаа (matkailijaseutulippu), обойдется в €8, 16 или 24.

В трамвае устройство, считывающее информацию с транспортной карты, находится в салоне, на каждой площадке, в автобусе - за кабиной водителя, в метро - только у входа на станцию, перед эскалатором, в электричке - в тамбуре вагона. Дальше вы - заяц, и если контролеры встретят вас в конце эскалатора на станции, они с чувством выполненного долга вас оштрафуют (на всех видах транспорта - €50 плюс стоимость проезда).

Если вы решили основательно осмотреть город в сжатые сроки, стоит купить Helsinki Card (для взрослых: €24 - на 24 часа, €34 - на 48 часов и €42 - на 72 часа; для детей от 7 до 16 лет соответственно €9,50, 12,50 и 15). Карта дает право на бесплатное или сильно удешевленное посещение музеев в городе и окрестностях, скидки в некоторых ресторанах, небольшие бесплатные сувениры и прочие приятные вещи. Вместе с картой выдают бесплатный буклет с довольно обширной информацией о заведениях - участниках программы. В транспорте эту карту достаточно прокомпостировать один раз в начале первого путешествия; в музее или любом другом заведении, на которое распространяется ее действие, это сделает кассир.


Метро Единственная в Финляндии ветка метро связывает центр Хельсинки со спальными восточными районами. Но это - отнюдь не главный в городе вид транспорта; ориентироваться по станциям метро, как в Москве, тут не принято. Да и расстояния между станциями в центре - крохотные, поверху выходит гораздо быстрее.

Открывается подземка в 5.30, закрывается - временно в 21.30 (из-за строительства офисного центра в Камппи). Поезда ходят каждые 3-6 минут днем по будням, 7-10 минут в будние вечера и в уикенд. На всех станциях висят электронные табло с часами, показывающие, к какому участку платформы (в голову или хвост) подойдет коротенький поезд и через сколько минут это произойдет. Поезда оранжевого цвета бывают двух модификаций - с обычными вагонами и длинными вагонами-гармошками, похожими на гигантскую гусеницу. В последних при подъезде к станции на табло загорается ее название - попеременно по-фински и по-шведски. Оба названия объявляет механический голос в вагоне, оба написаны на карте, но запоминать при этом всегда полезнее финское: большинство горожан идентифицирует тот же "Травяной залив" как Ruoholahti, a не как Gräsviken (хотя смысл одинаковый).

Главное, что следует помнить при поездке в подземке, - несмотря на отсутствие турникетов и неконтролируемый вход, за яркой чертой у входа на станцию начинается территория метрополитена, на которой нельзя находиться без билета. Проверять в метро контролеры любят больше всего.

Пригородные поезда (lähijunat) отправляются с вокзала круглые сутки (с 1.00 и до 6.00 интервалы движения увеличиваются до двух часов). Электрички обозначены буквами - P, R, M, I и т.д. - и отправляются в трех направлениях (дорога разветвляется за первой от вокзала пересадочной станцией Pasila). В зависимости от названия (см. цветные схемы на вокзале и в вагонах) электрички останавливаются на всех станциях или выборочно. Из этих же схем явствует, находится ли нужная вам станция еще в Хельсинки или уже в предместьях, билет до которых стоит дороже. Расписание (aikataulu) отправляющихся (lähtevat) пригородных поездов не надо путать с расписанием прибывающих (saapuvat); впрочем, последнего на платформе может и не быть. На электронном табло над выходом к путям - расписание на сегодняшний день. Напротив поездов, которые вот-вот отправятся, мигает зеленая точка. На бумажных плакатах - общее расписание, где главное - разобраться в днях недели (Ma - пн, Ti - вт, Ke - ср, To - чт, Pe - пт, La - сб, Su - вс), по которым ходит электричка.

Неплохо бы еще не ошибиться и не сесть в уходящий поезд дальнего следования (kaukojuna). Даже если он останавливается на нужной вам станции, внутри обязательно ходит контролер, которого не устроит обычный городской билет или, тем паче, его отсутствие.

Билет в электричку можно купить на вокзале или крупной станции, а можно (если вы сели на маленькой станции, это единственный вариант) - у проводника в вагоне. Проводник - грозного вида человек в форме с машинкой для приема кредитных карт - ходит по вагону и каждому заглядывает в глаза. Бояться его не стоит - билеты он не проверяет, а, наоборот, продает по вашей просьбе. Запоминать, кто где сел, - его работа. При неудачном стечении обстоятельств заложит вруна контролерам. Проводник обитает в каждой электричке, но только в тех вагонах, у входа в которые нарисованы два билета (если билеты перечеркнуты, подразумевается, что вы их уже приобрели). С часа ночи и до шести утра действуют ночные тарифы, которые в два раза выше дневных (можно прокомпостировать обычный билет и доплатить еще столько же проводнику).

Курить в финских электричках запрещено. Чтобы открыть дверь поезда снаружи или изнутри, надо нажать на зеленую кнопку, когда электричка остановится. В новых многоуровневых электричках кнопками также открываются двери в тамбур и туалет - толкать их бесполезно.

Трамвай (raitiovaunu). В городе заявлено 10 маршрутов, но некоторые находятся в бессрочном отпуске. Трамваи 7А и 7B - кольцевые, движутся в противоположные стороны между вокзалом и Pasila; 3T и 3B описывают восьмерку, проезжая через весь центр. Если времени на осмотр южного Хельсинки нет, нужно садиться на 3T на площади Кауппатори и кататься по кругу до Маннерхейминтие. Запомнить толком ничего не возможно, но одним глазом посмотреть на самые красивые районы - вполне. К северным терминалам Южной гавани на Катаянокка идет трогательный старый трамвай номер 2, в который нужно входить через передние и задние двери, выходить через средние, а звонить вагоновожатому, чтобы остановил, - дергая за тросик, тянущийся через весь вагон. В остальных трамваях условностей меньше: входи и выходи в любую дверь, билет водителю показывать не надо (хотя новый у него купить можно). Главное - не забыть ему помахать, когда трамвай подъезжает к остановке, иначе может проехать стороной. Как и в метро, на трамвайных рельсах появились длинные гармошки, которые особенно забавны в центре: хвост еще на одной остановке, а голова уже подъехала к другой.

Для того чтобы трамвай остановился на нужной вам остановке, подъезжая к ней, не забудьте нажать кнопку "стоп". Над кабиной водителя загорится табло "pysähtyy/stannar" ("останавливается") или оранжевый сигнал. В трамваях-гармошках названия остановок, как и в метро, высвечиваются на двух языках над табло по ходу маршрута, на нем же появляется и "pysähtyy/stannar".

Трамваи начинают ходить около 6.00, по воскресеньям - около 7.00, заканчивают по-разному. Интервалы движения по будням варьируются на разных маршрутах от 4 до 15 минут. Почти на каждой остановке висит расписание для понедельника-пятницы (Ma-Pe), субботы (La) и воскресенья (Su). В праздничные дни трамваи ходят по субботнему или воскресному расписанию. В выходные и праздники интервалы растягиваются, а некоторые маршруты вообще не работают. Трамвай может прийти чуть раньше или позже, полагаться на расписание можно с оглядкой. Каждый день до 1.30 ходят маршруты 3В, 3Т и 4, причем, что приятно, без дополнительной ночной платы.


Автобус (bussi). Большинство автобусов отправляется с вокзальной площади (Rautatientori) и связывает с центром отдаленные районы. Вход в автобус - строго в переднюю дверь, водителю при этом надо показать действующий билет или купить у него новый. Средняя дверь - для детских или инвалидных колясок (как, к слову, и пространство перед ней, где не принято стоять). Автобусу непременно нужно помахать заранее, как только приблизится. Для того чтобы автобус остановился на нужной вам остановке, подъезжая к ней, не забудьте нажать кнопку "стоп" (так же, как в трамвае). Над кабиной водителя загорится оранжевый сигнал или та же надпись "pysähtyy/stannar". В некоторых автобусах названия остановок, как и в метро, высвечиваются на двух языках над табло по ходу маршрута. В автобусах чаще, чем в трамваях, за кабиной водителя можно найти бесплатные флаеры с их расписанием, которые нелишне иметь при себе, если вы постоянно пользуетесь одним и тем же маршрутом.

Автобусы начинают ходить до 6.00, по воскресеньям - до 7.00, последние заканчивают работу около 1.00-1.30. Некоторые маршруты после полуночи отмечены в расписании буквой N, это значит, что за них придется платить по ночному тарифу (действует так же, как в электричках: купите ночной билет или доплатите за обычный).

Ночной автобус (yöbussi). Почти все ночные автобусы (02N, 03N и т.д.) отправляются с вокзальной площади (Rautatientori) и, петляя, охватывают город целиком. Ночные автобусы ходят только в клубные дни - по средам, пятницам и субботам, с интервалами 20-40 минут с 1.00 и до утра, когда выходит на линии обычный транспорт. Входя в автобус, стоит сразу назвать водителю нужную вам остановку.

Туристический автобус Ежедневно от Эспланад (перекресток с Фабианинкату) отправляется туристический автобус, который за полтора часа объезжает основные достопримечательности города и возвращается на то же место. Билет (€19 для взрослых, €10 для детей или €6 в обоих случаях при наличии Helsinki Card) можно купить непосредственно в автобусе у веселых проводниц, по соседству в городском турофисе (Pohjoisesplanadi 19) или в Sightseeing-Kioski на Эспланадах. Пассажирам выдают наушники и под музыку Сибелиуса, цоканье копыт и звонки мобильных телефонов рассказывают о городе и о стране. Предлагается выбрать из девяти иностранных языков (в том числе латыни), нормированного финского и хельсинкского диалекта. Внимание: на некоторых креслах программа с русским языком может барахлить, проверьте сразу. В программе предусмотрены две остановки - у Церкви в скале (с заходом в нее) и у памятника Сибелиусу на побережье. С июня по август автобусы отправляются каждый час с 10.00 до 14.00, в мае и сентябре (а также в апреле по выходным) в 11.00 и 13.00, в остальное время года - в 11.00. С 24 по 26 декабря аттракцион не работает. Летом мест может не хватить, поэтому к пункту отправления лучше прийти заранее, а если вы купили Helsinki Card, то забронировать там же нужное количество мест.

Автобусные экскурсии с живым гидом отправляются каждый день после прибытия паромов из Стокгольма от Olympiaterminaali (Silja Line) в 10.00 и от Katajanokan terminaali (Viking Line) в 10.45. Языки, соответственно, - шведский и английский.

Летом по городу водят также разные пешеходные экскурсии, о которых можно узнать в городском турофисе на Похйойcэспланади, 19.

Такси Опознаваемо по маячку с надписью "Taksi" на крыше: если горит, значит, машина свободна. Садиться можно на стоянке (в часы пик, то есть за полночь в клубные дни, это едва ли не единственный вариант: аншлаг) или прямо на улице, голосуя. Стоянки такси (taksiasemat) в центре: у железнодорожного вокзала, у Helsinki Club на Юлиопистонкату, у клуба Highlight на Ээрикинкату и т.д. Если вам заранее известно время поездки, лучше заказать такси по телефону. Минут через 10 ближайшая свободная машина подрулит к подъезду (задержки вероятны только ночью в пятницу и субботу). Если много багажа, можно заказать маленький пикап.

Такси в Хельсинки весьма недешевы - поездка в пределах центра обойдется минимум в €10, в вечерние и ночные часы (20.00-6.00), выходные дни и праздники - еще дороже. Километр в зависимости от количества пассажиров стоит €1-1,40. Тем не менее такси (особенно пикапы) будут выгодны для путешествующих большой компанией. Чаевые таксисту платить не принято.

Паромы и прогулочные теплоходы Единственное плавсредство, относящееся к городскому транспорту, - паромы, почти круглосуточно курсирующие между площадью Кауппатори и островами Свеаборга. Интервалы в движении зависят от времени суток (от 20 минут до часа), дорога из живописной гавани занимает около 15 минут. Это единственный официальный способ попасть на острова: существующий подземный туннель для пассажирских перевозок не используют. На открытых скамьях верхней палубы летом непросто найти свободное место: здесь очень удобно вертеть головой и фотографироваться. Расписание паромов висит у их причала на Кауппатори и у главного причала в Свеаборге, куда они прибывают.

Летом с Кауппатори также курсирует масса прогулочных теплоходов: некоторые из них долго описывают круги вокруг хельсинкских островов, иные движутся к причалам в Свеаборге. На борту возможны аккордеонисты, шведский стол и все что угодно - лучше уточнить детали перед посадкой. Пара часов простого катания обойдется около €10.

С мая по сентябрь с Кауппатори, а летом и из Хаканиеми трамвайчики также ходят в зоопарк на остров Коркеасаари (причал в Южной гавани - ближе к острову Катаянокка, в Хаканиеми - за сложносочиненной советской скульптурой с остовом земного шара). Только на катерах и лодках можно попасть в ресторанчики и кафе, расположенные на островах архипелага. Как правило, эти плавсредства отправляются от маленького причала за Olympiaterminaali.

Автомобиль (auto). Движение в Хельсинки правостороннее, скорость ограничена 30-60 км/ч в разных частях города, 80 км/ч на шоссейных дорогах и 120 км/ч (зимой - 100 км/ч) на автострадах. Водители обязаны иметь при себе права международного образца, страховую карточку и техпаспорт с переводом на английский, финский или шведский. Водитель и пассажир на переднем сиденье обязаны пристегиваться.

У вождения в Финляндии есть некоторые особенности. За рулем разрешено пользоваться только мобильным телефоном с устройством hands free. Знак "Начало населенного пункта" (желтый, с черными контурами зданий) требует ограничить скорость до 50 км/ч, даже если это не подтверждено отдельным знаком. За пределами городской черты водитель обязан постоянно держать включенными фары ближнего света. Когда проезжая часть имеет несколько полос, крайний правый ряд предназначен только для городского транспорта и такси. Машина, поворачивающая справа, на перекрестке всегда имеет право движения. Допустимая норма алкоголя в крови сравнительно высока - 0,05% (впрочем, в парламенте сейчас пытаются снизить ее до общескандинавских 0,02%). Если при проверке обнаружится больше, вплоть до 1,2%, - ждите высокого штрафа и потери прав. Больше 1,2% - потери прав и выдворения из страны.

За превышение скорости не более чем на 20 км/ч и незначительные нарушения на водителя налагается штраф в размере около €100, за превышение более чем на 20 км/ч - штраф прямо пропорциональный доходам, за грубое нарушение (30 км/ч и выше) водитель автоматически лишается прав прямо на месте происшествия, машина буксируется до ближайшей стоянки, а водитель не имеет более права находиться за рулем (иностранцу права вернут только при пересечении границы).

Поиск паркинга в центре, особенно днем по будням, - сущий кошмар. Бросать машину можно только там, где есть знак, разрешающий стоянку; мест не хватает. Вдоль улиц установлены комбинированные знаки, состоящие из знака, разрешающего стоянку, и прямоугольников с указанием платного счетчика, времени (например, 10-18 или 10-15), зоны (например, 1), суммы (например, €2,40) и буквы (например, А). Этот знак означает, что жители этого района, имеющие лицензию А на приквартальную парковку (лицензия крепится изнутри к ветровому стеклу), имеют право бесплатно парковаться в этой зоне по будним дням, в том числе и с 10.00 до 18.00, а по субботам в том числе и с 10.00 до 15.00. Все остальные водители должны покупать талон на парковку (продается в R-Kioski или автоматах тут же, при знаке) сроком действия на 1 час и прикреплять его изнутри к ветровому стеклу. В первой, самой дорогой, зоне парковка по рабочим дням с 8.00 до 17.00 и по субботам с 9.00 до 15.00 будет стоить €2,40 в час; во второй - €1,20, в третьей - €0,60. Оставить машину на весь день невозможно ни на одной стоянке. Штраф за неоплаченную парковку - €40. Запрещено парковаться ближе чем в пяти метрах от пешеходного перехода. Припаркованную в неположенном месте машину немедленно отбуксируют на штрафную стоянку.

Пешеходам на зебрах без светофора полагается уступать дорогу в обязательном порядке. Светофоров при этом в центре столько, что переждать все - исключительная тренировка терпения.

Автозаправок в городе немало, однако цены на бензин (около €1,30) будут неприятным сюрпризом. В страну при этом нельзя ввозить больше 10 л бензина в канистре на одно транспортное средство.

В результате неудивительно, что горожане предпочитают пользоваться общественным транспортом, а по центру ходить пешком. В дни, когда вы не собираетесь выезжать за его пределы, с машиной связываться ни к чему.

Прокат автомобилей (autovuo-kraamo). За пределами города машина в Финляндии - вещь весьма полезная, особенно летом: съем домика на берегу моря/озера, ленивые автопрогулки по прекрасным дорогам, поездки в близлежащие города, в Стокгольм и Таллин (куда можно отправиться на пароме вместе с автомобилем).

Логичнее всего ехать на своей машине из России, однако если это по каким-то причинам невозможно или неудобно, забронировать машину можно на месте или заранее из России по телефону, факсу или через Интернет. Один день ренты обойдется минимум в €40 (самые запредельные цены - в аэропорту Хельсинки-Вантаа). В правилах большинства компаний записано, что клиент должен быть старше 19-23 лет и иметь водительский стаж не меньше 1 года. Права и страховой полис обязательны. Оплата производится кредитной картой, в противном случае придется оставлять большой залог или договариваться в Москве с турфирмой.

На главную